Какой выбрать провод для подключения усилителя в автомобиле

Для подключения автомобильного усилителя необходимые провода придётся выбирать самостоятельно?

Значит нужно вспомнить курс физики и наши советы.

Кроме закона Ома есть ещё нюансы. Ведь вы уже разорились на усилитель, да и штатное электрооборудование вашего авто жалко. Вообще есть штатные в комплекте, но бывает что нет или автомобиль нестандартный.

Итак.

  1. Чем меньше соединений тем меньше потерь и работать будет лучше. Выбирая подходящее сечение кабеля учтите, что различные соединения также вносят свой вклад в общее сопротивление питающей линии. Т. е чем их больше, тем, соответственно, и потерь будет больше.

Сторонитесь сращивания кабеля из отдельных кусков, постарайтесь рассчитать его длину так, чтобы обойтись цельным проводом. Т. е. берите с запасом. Отрезать всегда можно.

  1. Сечение минусового провода для подключения к массе! Обязательно должно быть не меньше, чем плюсового. Почему? Ток он един и его величина одинакова.

Собственно провод — это кусок металла, который обладает определенным сопротивлением. И чем он тоньше, тем выше его сопротивление.

Когда через провод течет ток, то на нем возникает некоторое падение напряжения, и ровно на такую же величину просаживается питающее напряжение на клеммах усилителя. Особенно это заметно в моменты, когда он потребляет большой ток (например, когда воспроизводится мощный бас).

Какой же диаметр (калибр) провода можно считать достаточным, чтобы избежать всех этих неприятностей?

С маломощными устройствами (например внешний процессор, активный кроссовер, чейнджер, или же головное устройство, если в нем не будут задействованы встроенные усилители) можно особо не париться —1, 5-2, 5 кв. мм.

В аудиосистемах, в которых динамики подключаются непосредственно к усилителям головного устройства, само ГУ будет потреблять уже больший ток, и для его подключения понадобится провод потолще. Здесь 4 мм провода вполне достаточно.

Ну вот вот чтобы правильно выбрать сечение проводов для подключения внешнего усилителя, уже придется немного посчитать.

Пример.

Первым делом нужно посмотреть, какой у усилителя может быть максимальный потребляемый ток. Для ориентира можно взять номинал его предохранителя (ну или если подключаются сразу несколько усилителей, или усилитель имеет

несколько предохранителей, то понятное дело, берется их суммарное значение).

Предположим, нам нужно подключить усилитель, который максимально может потреблять 100 ампер. Размещать мы его будем, к примеру, в багажнике. И для его подключения к аккумулятору нам понадобится кабель (вооружаемся рулеткой

и прикидываем) длиной 5 метров (типичное значение для легковушки):

I = 100 А,

L = 5 метров.

Теперь зададимся условием, что при максимальном токе потребления падение напряжения на плюсовом проводе не должно быть больше 0, 5 вольт (на самом деле будет лучше, если вы возьмете за точку отсчета еще меньшее значение потерь). Дальше вспомним школьную формулу электрического сопротивления и прикинем, какое же должно быть общее максимальное сопротивление кабеля, чтобы падение напряжения на нем не превышало эти самые 0, 5 вольт:

Rобщ = U/I = 0, 5 В / 100 А = 0, 005 Ом.

То есть, сопротивление нашего кабеля должно быть не больше 0, 005 Ом. Поскольку мы собрались прокладывать кабель длинной 5 метров, то это значит, что сопротивление одного метра кабеля не должно превышать

Rметр = Roбщ/ L = 0, 005 / 5 = 0, 001 Ом.

Получили, что нам нужен кабель с погонным сопротивлением не выше 0, 001 Ом/м. Вот теперь уже можно выбрать подходящий, воспользовавшись каким-нибудь умным справочником по физике.

Данные по удельным сопротивлениям разных кабелей в таблице 1.

Выбираем в ней самое ближайшее меньшее значение сопротивления и получаем, что для наших целей самым подходящим будет кабель, сечением 21 мм2 (или 4 Ga).

Какой выбрать провод для подключения усилителя в автомобиле.

Читатели этой статьи читают также: